Skip to main content

Финансовый комитет настаивает на неотложном принятии мер в сфере пассажирских перевозок

08.11.2016

В горсовете продолжается обсуждение проекта бюджета на следующий год. Особое внимание уделяется наполнению статей, имеющих высокую общественную значимость. Депутаты подробно рассмотрели информацию о ситуации, сложившейся на рынке пассажирских перевозок и планах финансирования отрасли в 2017 году.

Напомним, в бюджете следующего года на обеспечение ПАТП заложено 364,1 млн рублей. Из них 74 млн направят на оплату проезда льготников. 251 млн рублей выделят на погашение межтарифной разницы, образующейся как расхождение между действующим 22-рублевым и экономически обоснованным 27 рублевым тарифом, утвержденным РЭК в декабре прошлого года.

Для полного покрытия разницы, по оценке вице-мэра Инны Парыгиной, в бюджете следующего года необходимо предусмотреть около 700 млн рублей. Источники покрытия недостающих 250 миллионов рублей в бюджете не определены. Главный финансист Омска считает, что департамент транспорта имеет возможность самостоятельно привлечь данные средства.

Как доложил депутатам директор городского департамента транспорта Виталий Маслик, на рынке пассажирских перевозок на текущий момент сложилась «тяжелая финансовая ситуация».

— Такая ситуация сложилась из-за значительного снижения пассажиропотока и из-за того, что в последние два года предельные тарифы на перевозку пассажиров устанавливались ниже себестоимости перевозок. Например, в 2015 году предельный тариф, утвержденный РЭК, в среднем составил 21 рубль 45 копеек, а фактическая себестоимость — 25 рублей 13 копеек. Из-за этого сложились убытки на сумму 360 млн рублей, которые почти в полном объеме перешли на текущий год .При этом субсидии на погашение недополученных доходов в текущем году были предоставлены в полном объеме,— пояснил Виталий Маслик.

На 1 ноября 2016 текущая задолженность ПАТП перед поставщиками и бюджетом несколько сократилась и составила 328 млн. руб, при этом произошло сокращение долга за топливо, но возросли обязательства по другим платежам. По словам Виталия Маслика, департамент пытается собственными силами, в том числе за счет получения дополнительной прибыли и оптимизации маршрутной сети, сократить имеющиеся убытки.

—Получив от РЭК адекватный тариф на 2016 год, мы вынуждены были гасить долги 2015 года. Не имея задолженности прошлых лет, мы могли бы вполне неплохо работать в текущем году,— отметил глава профильного департамента.— Мы надеялись, что ситуация изменится в связи с принятием 220-го федерального закона, но улучшений пока нет. Мы подготовили обоснование и обратились в РЭК с просьбой установить экономически обоснованный тариф.

Первый вице-спикер горсовета Василий Мамонтов попросил уточнить, о каком размере тарифа идет речь. По словам Виталия Маслика, минимальный размер определен на уровне 31,04 рубля за одну поездку, максимальный — 37,60 руб. В эту стоимость, в том числе, заложены средства в размере 145 млн. рублей на обновление подвижного состава.

Как пояснил присутствующий на заседании комитета председатель РЭК Омской области Олег Голубев, предложения департамента транспорта (поступило четыре варианта расчетов) пока еще только обсуждаются, но названные выше цифры в расчет приниматься не будут.

— Департамент транспорта ориентирует нас на фактическую себестоимость перевозок, но этот подход не кажется нам правильным, так как он узаконивает неэффективные затраты, в том числе кредитные ресурсы. В тарифной модели нет кредитов, они относятся на убытки предприятия. При определении размера тарифа мы будем исходить из расходов, необходимых на осуществление деятельности: зарплата и топливо. По данным департамента транспорта, в расчете на одну поездку, в таком случае, тариф может составить 27 рублей,— сказал руководитель РЭК.

Руководитель РЭК также обратил внимание на то, что при ухудшении ситуации на рынке перевозок сократилась почти на треть поддержка отрасли из городского бюджета. В минувшем году на компенсацию межтарифной разницы закладывалось 352 млн рублей, на будущий год, когда по всем оценкам эта разница существенно возрастет, на сто миллионов рублей меньше.

По мнению главы энергетической комиссии, в целом ситуация в отрасли близка к критической и требует принятия безотлагательных мер по стабилизации. Стабилизационные меры должны быть направлены на повышение пассажиропотока и снижение себестоимости перевозок.

Депутат Николай Дроздов поинтересовался, анализировали ли транспортники, чем вызван массовый отток пассажиров? Но четкого ответа на свой вопрос не получил.

Алексей Ложкин спросил, каким тарифом пользуются частные перевозчики. Как пояснил Олег Голубев, большинство частных перевозчиков работает на нерегулируемых маршрутах, за исключением четырех частных небольших компаний, которые согласовали свои тарифы в РЭК.

Председатель комитета Юрий Федотов поинтересовался, каким документом регламентируется соотношение нерегулируемых и регулируемых маршрутов, на которых работают муниципальные автобусы и частники, согласовавшие тарифы с РЭК. Виталий Маслик ответил, что данное соотношение регулируется «документом департамента». Ответ удивил депутатов.

— Может, тогда за департаментом транспорта оставить только социальную функцию по перевозке льготников, а всем остальным пересесть на частников? — не без иронии высказался Сергей Дроздов.

Василий Мамонтов, частично поддержал коллегу, эмоционально заявив, что, судя по информации департамента транспорта, экономически выгоднее оставить одно эффективно работающее ПАТП.

— Я предлагаю приостановить Решение горсовета, которым из бюджета города компенсируется межтарифная разница. Это не будет стимулировать предприятия к повышению тарифов и заставит мэрию активнее искать выход из сложившейся ситуации.

Председатель городского совета Галина Горст напомнила собравшимся о представлении Прокуратуры города Омска, которое было рассмотрено в январе этого года. Надзорный орган рекомендовал горсовету и мэрии принять решения, направленные на стабилизацию ситуации в отрасли, в том числе по погашению сложившейся задолженности

— В настоящий момент данное представление не выполнено, — констатировала Председатель ОГС,— задолженность перед транспортными предприятиями сохраняется, и конкретных вариантов ее погашения нет. Если департамент транспорта видит выход в принятии экономически обоснованного тарифа, почему он тогда не защищает его в суде? Я хочу, чтобы Администрация города услышала депутатов и представила план по финансовому оздоровлению в сфере пассажирского транспорта.

По мнению Юрия Федотова, приоритетным для мэрии должно стать наращивание пассажиропотока и, как следствие, снижения себестоимости перевозок.

—Мы не должны допустить, чтобы тариф вырос даже на один рубль,— выразил общую позицию председатель комитета Юрий Федотов. — При этом необходимо не только сохранять муниципальный транспорт, но и наращивать его долю в структуре перевозок. Потому что при соотношении 35 к 65, где 35 % — это доля муниципального транспорта, мы будем иметь экономически обоснованный тариф 27 рублей, а при соотношении 70 к 30, где доля муниципального транспорта уже 70%, мы будем иметь тариф в 13,5 рублей. Чем больше людей перевезли, тем меньше экономически обоснованный тариф, соответственно и частный транспорт будет вынужден снижать расценки. Нужно просто волевым усилием навести порядок, принять управленческие решения и реализовать их.

Депутаты предложили ряд конкретных мер по выходу из кризиса. По мнению комитета, необходимо изменить модели управления пассажирскими перевозками в Омске. Для этого достаточно долю муниципальных перевозчиков довести до 60 %, что позволит почти двукратно сократить экономически обоснованные затраты и сдержать тариф. Чтобы транспортные предприятия могли также участвовать в конкурсе, департаменту финансов и контроля рекомендовано изыскать варианты погашения имеющейся задолженности. В целях снижении убыточности ПАТП рекомендуется постепенно перевести коммерческие перевозки в разряд регулируемых (т.е. финансово прозрачных).

Депутаты направили на рассмотрение мэра предложение о приостановке действия Решения ОГС № 99 о мерах социальной поддержки на муниципальном транспорте. Свое мнение по данному вопросу выскажет также профильная рабочая группа городского Совета под руководством Дмитрия Лицкевича. Заседание намечено на 14 ноября.

Мнение Администрации города по поводу прозвучавших на комитете предложений и рекомендаций депутаты рассчитывают услышать на очередном заседании горсовета 23 ноября.

байтов