Skip to main content

Депутаты и мэрия выработали единый подход к решению транспортного вопроса

22.12.2016

Горсовет обсудил ситуацию, сложившуюся на рынке муниципальных перевозок, доля которых за последние годы сократилась до 30 %. О том, как, в условиях дефицита бюджета повысить конкурентоспособность городских автобусов, трамваев и троллейбусов и при этом сохранить действующую стоимость проезда, говорилось на последнем заседании осенней сессии.

Фотоальбом

Напомним, месяцем ранее, комитет по финансово-бюджетным вопросам, обсуждая проект бюджета на предстоящий год, заслушал информацию о финансовом состоянии муниципальных предприятий городского пассажирского транспорта. Депутаты пришли к выводу, что положение городских ПАТП в последние годы ухудшилось, о чем свидетельствует значительное сокращение пассажиропотока, несмотря на повышение провозной платы. Анализ бюджетных расходов, заложенных на общественный транспорт в 2017 году, показал, что средств на его поддержку предусмотрено недостаточно. По мнению комитета, прогрессирующая убыточность отрасли, требует самого пристального внимания городской власти и принятия срочных мер по оздоровлению отрасли.

Изучив ситуацию, профильный комитет предложил департаменту транспорта пакет экономических и ситуативных мер по спасению городских ПАТП. О том, что в мэрии готовы предпринять в данном направлении, депутаты спросили на заседании горсовета у недавно назначенного директора департамента транспорта Алексея Мартыненко и мэра Вячеслава Двораковского.

Руководители города и профильного департамента были едины во мнении — положение в отрасли сложное, но не критическое. Проблема убыточности ПАТП носит затяжной и системный характер и требует комплексного подхода к решению.

По мнению директора департамента транспорта, основная проблема, которая привела к массовому оттоку пассажиров — это неэффективно работающая маршрутная сеть. Последняя не пересматривалась с 2008 года и в свое время создавалась без проведения масштабных исследований пассажиропотока. Именно это, по мнению руководителя, вызвало массовое появление дублирующих городскую сеть коммерческих маршрутов и нелегальных перевозчиков. Вторая проблема — просроченная кредиторская задолженность и, как следствие, нехватка ресурсов для обновления подвижного состава и материального стимулирования сотрудников, что, в свою очередь, стало причиной повышенного износа техники и нехватки кадров: водителей, рабочих и кондукторов.

— Однако, назвать ситуацию необратимой нельзя,— считает Алексей Мартыненко,— главное, что муниципальный транспорт продолжает перевозить пассажиров, а департамент имеет четкое представление о том, как улучшить ситуацию, и уже разработал предложения по оптимизации работы не только ПАТП, но и всей маршрутной сети. Мы планируем приступить к их внедрению уже с 1 января следующего года.

Профильный департамент начнет с сокращения дублирующих маршрутов и изменения схем действующих. Перераспределит пассажиропотоки: в центр заведут автобусы средней и большой вместимости, маловместительным отдадут периферию и подъезды к главным магистралям. Выполнение этих планов, по оценке руководителя, позволит повысить пассажиропоток на муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях на 10 %.

Что касается новой маршрутной сети, для ее разработки в бюджете следующего года уже предусмотрены 2, 5 млн рублей. В течение первого полугодия 2017 года, как сказал специалист, будет проведено полномасштабное обследование маршрутов регулярных перевозок с привлечением профильных специалистов омских вузов. Оставшиеся работы по формированию новой сети планируют закончить к концу следующего года. Вторая задача — минимизация собственных издержек и поиск дополнительных доходов.

По словам руководителей города и департамента, ими рассматривался вариант реализации простаивающих неиспользуемых площадей бывшего ПАТП – 1.

— Если депутаты будут согласны с нашим предложением, эти объекты могут быть включены в Программу приватизации и реализованы на торгах. По предварительным подсчетам, от продажи имущества можно выручить свыше 150 млн рублей,— сказал мэр Вячеслав Двораковский.

Кроме того, как заверил градоначальник, мэрия намерена изыскивать дополнительные источники для погашения имеющейся задолженности и, по мере появления средств, направлять их на поддержку и развитие пассажирских предприятий. Готовность руководства города не допустить финансового кризиса в отрасли подтвердил также приглашенный на заседание Совета представитель РЭК Омской области Владимир Тараненко, ссылаясь на письмо за подписью мэра Вячеслова Двораковского.

Депутаты задали ряд уточняющих вопросов директору департамента транспорта, высказали пожелания относительно озвученного плана действий, и внесли предложения по совместным направлениям работы.

Ирина Матвеенко попросила руководителя, если это возможно, отсрочить мероприятия по отмене отдельных маршрутов до теплого времени года. По словам Алексея Мартыненко, все действия по отмене дублирующих маршрутов будут осуществляться исключительно в правовом поле, и первыми под сокращение пойдут «проштрафившиеся» перевозчики, не выполнившие принятые на себя обязательства по замене автомобилей или другие условия договора с департаментом.

Первый вице-спикер Василий Мамонтов предложил руководителю ведомства для снижения материально-технических издержек ПАТП рассмотреть возможность муниципально - частного партнерства.

—На базе наших пассажирских предприятий можно попробовать организовать совместное предприятие, пригласив частных перевозчиков. Оно бы работало по единым правилам для всего города и таким образом устранялись бы неравные условия, в которых оказался сегодня муниципальный транспорт,— поддержала предложение первого заместителя Председатель Горсовета Галина Горст.

Александр Иванов высказал предложение, которое, по его мнению, поможет вывести на свет «теневые» доходы частников. Этому, по примеру столицы, мог бы способствовать перевод платежей за поездки во всех видах транспорта в сферу безналичных расчетов теми же транспортными картами.

Юрий Федотов напомнил о том, что комитетом по финансово-бюджетным вопросам выработаны рекомендации, которые следует учитывать при оздоровлении отрасли. Часть из них уже учтена в плане предстоящих мероприятий, а часть – потребует совместной доработки в правовом и финансовом поле.

Итогом прошедшего заседания стал вывод о необходимости консолидации действий исполнительной и представительной власти в решении важнейшего для омичей транспортного вопроса. Все поступившие замечания будут переданы для рассмотрения в профильную рабочую группу и финансово-бюджетный комитет, а также направлены в городскую администрацию.

Народные избранники намерены вернуться к обсуждению предложений сразу после новогодних каникул.

—Депутаты вместе с администрацией будут рассматривать все варианты погашения накопленных долгов прошлых лет и вырабатывать меры по сохранению действующей стоимости проезда. Это наша общая задача, она непростая, но выполнить ее необходимо, поэтому мы будем искать совместный выход из этой ситуации,— резюмировала Галина Горст.

байтов