Skip to main content

Отчет депутат в период с 2013 года по первое полугодие 2015 года

30.11.2015

То, что удалось сделать, это результат нашей совместной работы с жителями округа.

В горсовете я работаю второй созыв и, конечно же, не питаю особых иллюзий по поводу отношения омичей к органам местного самоуправления. Нагляднее всего оно проявляется на выборах, в которых большинство избирателей попросту не участвует. Что говорить о голосовании за депутатов, если даже на выборах мэра явка в последний раз составила 17%. Хотя, казалось бы, в жизни мегаполиса очень многое зависит от того, кто возглавляет городскую администрацию. Но проблема в том и заключается, что люди этой зависимости не ощущают. А раз так, какая разница, кто будет мэром или депутатом?

О причинах сложившихся отношений можно рассуждать долго. Лично у меня, например, есть немало претензий к власти, в том числе, и к себе, поскольку я тоже являюсь ее представителем. Еще легче обвинить в пассивности самих избирателей, которым, получается, вроде бы ничего не нужно. Но, во-первых, взаимные претензии ни к чему не ведут, а во-вторых, я точно знаю, что далеко не всем омичам безразлично, в каком городе они живут, что их окружает, в какой атмосфере растут их дети.

Об этом говорят, например, почти шесть тысяч наказов, которые я получил в ходе избирательной компании в 2012г. Еще одна цифра: только за последние три года в мой адрес поступило более тысячи обращений избирателей. И, что самое важное, люди не просто хотят видеть какие-то изменения к лучшему – они готовы сами в этом участвовать. В своей депутатской работе я давно убедился, что когда имеется такая деятельная заинтересованность, обычно достаточно небольшого толчка, минимальной поддержки, чтобы запустилась цепная реакция и начали решаться вопросы, еще вчера казавшиеся неразрешимыми.

Собственно, главная задача депутата, на мой взгляд, заключается именно в том, чтобы поддержать активность, инициативу людей, любое полезное начинание. Ведь речь, по сути, идет о тех самых ростках местного самоуправления, про которое мы столько говорим, но которое пока существует больше на бумаге, нежели в реальной жизни. И я убежден, что именно депутат должен выступать организатором местного самоуправления.

Если разобраться, мой сегодняшний отчет фактически является отчетом о нашей с вами совместной работе. Другими словами, все, что удалось сделать, можно считать результатом взаимодействия депутата со своими избирателями. И здесь нет никакой натяжки. Жизнь показывает, что сотрудничество – это вообще очень простой и эффективный инструмент. При условии, что люди хотят и умеют сотрудничать.

Жизнь показывает, что сотрудничество – очень простой и эффективный инструмент. При условии, что люди хотят и умеют сотрудничать.

Помощники:

Тараканова Карина Рафаэльевна, помощник по работе в Омском городском Совете, работа с обращениями жителей, проект «Наш новый двор», р.т. 977-106, с.т. 89131425067.

Штоколова Мария Васильева, работа со школами и КТОС, проекты: «Наше будущее», «Вахта памяти», обучение компьютерной грамотности старшего поколения, с.т. 89503322444;

Николаева Инга Павловна, работа по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, с.т. 89514247642

Авьюцкая Татьяна Владимировна, помощник по территории микрорайона «Парковый», куратор проекта «Школа Управдома», т.22-22-08;

Сапелко Раиса Федоровна, помощник по территории микрорайона «Юбилейный», с.т. 89136881286

Карташева Надежда Сергеевна, помощник по территории микрорайона «Большие Поля», с.т. 89069937676.

Измаденова Мария Максимовна, работа с ветеранами. т.22-50-32

Юридическое направление: Рассказов Алексей Александрович, Огаркова Татьяна Михайловна.

Контакты приемной депутата: г. Омск, 644024, ул. Думская, 1, каб. 117, т/ф: 8 (3812) 977-106. Сайт: www.omskgorsovet.ru и www.СОКИН.РФ

Главный ориентир

Депутата избирают для того, чтобы он на муниципальном уровне  помогал решать проблемы, которые реально волнуют жителей округа.

В общей сложности в период избирательной компании я получил 5783 наказа, и более тысячи обращений поступило в мой адрес за последние три года. Часть этих обращений носили индивидуальный характер – вопросы начисления пенсий, установление инвалидности, обеспечение лекарствами, юридической помощи и т. д. – и, по мере возможности, мы оказывали содействие в их решении. Но основная масса, конечно же, была связана с проблемами общими: жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство округа, движение транспорта, состояние дорог, нехватка мест в  детских дошкольных учреждениях. Львиная доля обращений касается именно данных сфер.

В работе с ними я бы выделил три основных направления. Во-первых, наша команда непосредственно занимается решением конкретных проблем, которые поднимают жители округа. Понятно, что депутат не распоряжается финансовыми ресурсами, но у него есть право обращаться в соответствующие муниципальные органы и добиваться адекватной реакции на сделанные запросы.

Таким образом только, например, в 2013 году были произведены ремонтные работы улиц  Юбилейная в поселке Большие поля, проспекта Мира в микрорайоне «Юбилейный», улицы Андрианова. Удалось отремонтировать тротуары на улице 4-я Поселковая и проспекте Мира. По просьбам жителей кронированы более 200 деревьев. Произведен ремонт кровли во Дворце культуры «Колосс». Увеличено количество транспорта на маршрутах №№ 424 и 309. На проспекте Мира, 167/1, 169 167/3 и улице Попова, 3 установлено уличное освещение. Установлены светофорные объекты на пересечении пр. Мира - ул. Тварковского и ул. 50 лет Октября - пр.Мира, а так же знак перехода детей у детского сада № 338. В целом из ресурсов депутата на округ вложено более 3 млн. руб.

Перечень примеров решения такого рода локальных и, безусловно, очень важных для местных жителей проблем можно продолжать долго, но вместе с тем понятно, что возможности депутата здесь достаточно ограничены и что без изменения принципов бюджетной политики на муниципальном уровне ситуация на территории отдельно взятого избирательного округа радикально не улучшится. И это второе направление моей депутатской работы с наказами и обращениями граждан.

Я убежден, что именно местное сообщество должно выступать инициатором формирования городского бюджета, а значит, системное финансирование исполнения наказов должно составлять значительную часть его затрат. Да, денег в муниципальной казне катастрофически не хватает, но в данном случае важен сам принцип - то, что ставится во главу угла бюджетной политики.

Комитет по регламенту и вопросам организации работы горсовета, в котором я отстаиваю эту позицию, как раз и занимается созданием механизмов реализации такого подхода. Сформированная в городском Совете рабочая группа составила Реестр наказов жителей Омска – а их в ходе избирательной компании депутаты получили более 20 тысяч, - и наша задача теперь заключается в том, чтобы целенаправленно и методично приводить структуру бюджета, действующие муниципальные целевые программы, все инвестиционные проекты в соответствие с реальными нуждами омичей. Разумеется, в одночасье эту задачу не решить, однако именно наказы и обращения избирателей являются для меня тем самым ориентиром, который определяет голосование по тому или иному решению горсовета.

Может показаться странным, но предстоящая реформа местного самоуправления и, в частности, введение поста сити-менеджера практически не вызывает у омичей интереса. Почему? Объяснение очень простое: люди понимают, что от перестановки слагаемых сумма не меняется. Если в местном бюджете нет денег для нормального развития мегаполиса, структура управленческой системы не имеет принципиального значения. У каждой модели есть свои плюсы, есть свои минусы, но при отсутствии финансовых ресурсов неэффективной будет любая модель.

Главная задача, на мой взгляд, сегодня как раз и заключается в том, чтобы найти дополнительные источники пополнения городской казны, в том числе и с помощью каких-то нестандартных шагов. Почему бы, например, вместе с областной властью не рассмотреть вопрос о передаче городу пригородных земель - под индивидуальное жилищное строительство? Ведь таким образом можно решить сразу несколько задач: муниципалитет получит средства от продажи участков, граждане реализуют свое желание жить на земле, а у мегаполиса появятся новые возможности для развития. К тому же все это позволит увеличить налогооблагаемую базу муниципалитета в будущем. Уверен, что есть и другие варианты, просто их нужно целенаправленно искать. 

И, наконец, еще одно направление депутатской работы, может быть, самое важное – вовлечение в процесс изменений самих жителей округа. Без их активного участия городская среда комфортной для жизни точно не станет. И все проекты, которые нам удалось реализовать, направлены именно на объединение неравнодушных людей, создание механизмов сотрудничества, по сути своей, являющихся основой местного самоуправления.

К примеру, главная задача «Школ управдома» - вооружить собственников жилья знаниями и помочь им организовать эффективное управление домом. Проект «Наш новый двор» объединяет усилия жителей в преобразовании окружающего пространства. Образовательный проект «Народный факультет» создает условия для самореализации людей зрелого возраста. Проект «Наше будущее» помогает определиться в жизни подрастающему поколению. Молодежный общественный Совет, созданный при горсовете, вовлекает в решение городских проблем активных представителей молодежи Омска.

Поиск заинтересованных людей и оказание содействия в реализации их потенциала, на мой взгляд, вообще является одной из основных функций депутата. Ведь судьбу любой территории определяют ее жители – их активность, способность отстаивать свои интересы, умение сотрудничать. И я вижу свою задачу в том, чтобы поддержать в первую очередь тех людей, которым не все равно, которые хотят изменить жизнь вокруг себя.

К счастью, таких людей много, и именно их активность формирует точки роста как территории нашего округа, так и города в целом. А по сути, эти точки роста представляют собой не что иное, как ростки местного самоуправления, и роль депутата заключается в том, чтобы всячески способствовать их развитию, быть организатором данных процессов. Во всяком случае, именно так я ее понимаю.

Школа самоуправления

Более 80% обращений избирателей в мой адрес так или иначе связаны с вопросами ЖКХ. Что, в общем-то, и понятно: непорядок в собственном доме люди всегда воспринимают очень болезненно. Я хорошо помню, как решались эти вопросы до принятия Жилищного кодекса, поскольку в начале «нулевых» работал помощником депутата Александра Александровича Кивича.

Поступает, к примеру, жалоба депутату: в подвале течет труба. Мы пишем запрос в жилконтору, требуем принять меры. Через некоторое время приходит ответ, из которого следует, что ничего сделать нельзя, потому что нет денег. Новый запрос отправляется в городской департамент, курирующий работу муниципальных предприятий. После чего взбучку получает соответствующая окружная служба, затем, по цепочке, руководитель МУПа и, наконец, слесарь, который приходит и ставит на трубу «пиявку».  

В те годы я побывал в подвалах и на чердаках едва ли не всех проблемных домов, находящихся на территории избирательного округа и, думаю, что знал их состояние не хуже самих жилищников. Помню, например, как мы с Валентиной Андреевной, проживающей на Андрианова, 18, решали вопрос протекающей крыши. Она за свои деньги купила два листа шифера, я договорился с МУПом, что они пришлют своих специалистов, а потом сам залез на крышу, чтобы проконтролировать качество работы. Порой так и выглядело тогда взаимодействие с  избирателями.

А потом был принят Жилищный кодекс, и государство из сферы ЖКХ фактически ушло. Собственники жилья в одночасье стали заказчиками услуг, а управляющие компании – исполнителями. Нечто подобное происходит, когда человека, не умеющего плавать, бросают в воду. Никаких навыков управления своей собственностью у людей, естественно, не было, и равноправной стороной в диалоге с образовавшимися частными УК они выступать не могли.

Понятно, что в новой ситуации принципиально изменился и основной вектор депутатской работы. Помощь в организации общих собраний, защита интересов собственников жилья, разрешение конфликтных ситуаций, разъяснение нормативных документов, принципов и механизмов управления общедомовым имуществом – решением всех этих задач я постоянно занимался на протяжении нескольких лет. Причем было очевидно, что они носят, системный характер, а значит, и подходить к ним тоже нужно системно.

Из понимания этой простой истины вырос проект «Школа управдома», который я веду уже пятый год. Его цель – создание «института» квалифицированных управляющих многоквартирными домами, способных грамотно выстраивать отношения с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями.

Первый учебный сезон открылся осенью 2010 года, и за парты тогда сели 130 человек. В течение шести месяцев они изучали два десятка дисциплин, а по итогам курса писали выпускную работу: формировали технический паспорт своего дома, просчитывали его экономику, планировали развитие придомовой территории, вырабатывали предложения по взаимодействию с УК и т. д.

Всего за четыре года «Школу управдома» прошли 520 человек. И можно с полным на то основанием утверждать, что управление большинством домов, где живут эти люди, сегодня осуществляется уже на качественно ином уровне.

А теперь давайте посмотрим, что мы имели перед стартом проекта. Во-первых, было понимание его важности и нужности и, во-вторых, активные граждане, которым он был интересен, – ведь силой в аудиторию никто никого не загонял. Вот, собственно, и все, что имелось изначально. Но этих двух элементарных условий оказалось достаточно, чтобы проект состоялся.

Под продуктивную идею нашлись деньги – удалось привлечь президентские, областные и муниципальные гранты, к ее реализации подключились Всероссийский Совет местного самоуправление, партия «Единая Россия», ряд других организаций. Нашлись и преподаватели, и помещение для занятий, и возможности для издания методических пособий – проект вовлек в свою орбиту массу неравнодушных людей. В результате сейчас он уже приобрел общерегиональный статус.

Структурированы программы обучения, которые ведутся по нескольким направлениям, рассчитанным на определенную аудиторию. Скажем, «Школа грамотного потребителя» ориентируется на всех собственников многоквартирных домов. По своей программе занимаются действующие и потенциальные председатели ТСЖ. Специальный курс посвящен  теме капитального ремонта жилья. Целая программа разработана для факультатива «Основы компьютерной грамотности».

«Школа управдома» охватила не только городские округа, но и все 32 муниципальных районов области. Количество ее слушателей в пятом учебном сезоне в общей сложности составляет почти две с половиной тысячи человек. И мы видим, что спрос на такого рода знания постоянно растет. Для его удовлетворения был создан сайт УПРАВДОМ55.РФ., и с прошлой осени началось его активное наполнение информационными и обучающими материалами. Посещаемость сайта тоже быстро увеличивается.

Сейчас идет работа над электронной обучающей платформой «Школы управдома», и в ближайшее время будет запущена первая учебная сессия по программе дистанционного образования в сфере ЖКХ. Уже в 2015 году на дистанционной площадке планируются обучить не менее 200 человек.

По сути, проект сам по себе является моделью, построенной на механизмах самоуправления. Но главное, конечно, заключается в том, что он создает условия для воспроизводства этих механизмов. Ведь способность сорганизоваться, обеспечить эффективное управление своим домом как раз и есть первый шаг на пути развития местного самоуправления. Без грамотного, заинтересованного собственника данный институт не работает. Другими словами, созданную усилиями многих людей «Школу управдома» можно с полным на то основанием назвать и школой местного самоуправления.

Цифра:

2459 слушателей прошли программы «Школы управдома» только в пятом учебном сезоне.

Капитальный ремонт  

Одной из главных и наиболее тяжелых проблем, которой я занимаюсь уже на протяжении многих лет, является проблема капитального ремонта. В ней можно выделить два ключевых момента. С одной стороны, понятно, что действующее законодательство возлагает заботу о техническом состоянии домов на плечи собственников жилья. От этого никуда не уйти, и в регионе создан механизм, позволяющий в перспективе решать данную проблему, которым мы должны научиться грамотно пользоваться. К слову, в программе пятого учебного сезона «Школы управдома» акцент сделан именно на этой теме. Но, с другой стороны, масштаб проблемы таков, что одной грамотности здесь, конечно же, мало.

Перед массовой приватизацией жилого фонда государство обязано было привести его в порядок, однако этого не сделало. Собственность досталась гражданам далеко не в лучшем состоянии, и на протяжении долгого времени ситуация продолжала ухудшаться, поскольку компенсировать недоремонты всех предыдущих лет из своего кармана собственникам было не под силу.

Косвенным признанием ответственности государства за сложившееся положение дел можно считать принятие закона 185-ФЗ, по которому регионы стали получать на капремонт достаточно серьезные деньги. И моя главная депутатская задача тогда заключалась в том, чтобы затащить в эту программу как можно больше домов округа.

Сдвинуть ситуацию с мертвой точки оказалось очень непросто, потому что люди элементарно не верили власти и не хотели вносить даже минимальную долю в пять процентов, что являлось условием включения в данную программу. В тот период наша команда приняла участие в организации порядка трехсот общедомовых собраний: мы разъясняли положения закона, убеждали, уговаривали, помогали готовить документы. Процесс начал быстро набирать обороты лишь тогда, когда появились первые результаты в виде отремонтированных домов. Желающих стало хоть отбавляй, но, к сожалению, федеральный источник финансирования вскоре иссяк. В рамках программы по нашему округу удалось отремонтировать 28 домов. Да, 185 ФЗ продолжает действовать, но теперь только в формате переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

Между тем, на муниципальную власть обрушился шквал обращений, связанных с капремонтом. Проблема вызвала серьезную социальную напряженность, и ряд депутатов горсовета, в том числе и я, вышли на мэра с предложением ежегодно предусматривать в муниципальном бюджете по 500 миллионов рублей на капитальный ремонт жилья. Глава администрации от предложения отмахнулся, назвав идею популистской. Хотя ничего популистского в ней не было – по такому пути пошли многие российские города, софинансируя из бюджета собственные программы капремонта. И в результате проблема, к примеру, для тех же Новосибирска и Казани сегодня не носит критического характера.

Ну а мы вынуждены были инициировать обращение в суд по статье 16 ФЗ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». В 2009 году по одному из домов моего округа (пр. Мира 38 В) был создан соответствующий прецедент – суд обязал мэрию произвести капремонт. Вскоре процесс приобрел лавинообразный характер, и на данный момент аналогичные иски выиграли уже жильцы 636 домов. Муниципалитет должен изыскать для их удовлетворения 13 миллиардов 353 миллиона рублей, что сопоставимо с размером годового бюджета города. Понятно, что эта сумма для муниципальной казны неподъемна.  

Справедливости ради нужно сказать, что по мере нарастания вала судебных исков муниципальная власть осознала масштаб угрозы для себя и предприняла ряд попыток найти выход из тупика. Но ни на федеральном, ни на региональном уровне найти поддержку не удалось, а судебную тяжбу с российским минфином омская мэрия, в конечном счете, проиграла, хотя две первые судебные инстанции признали ее требования о выделении средств обоснованными.

Посыл понятен: в нынешней сложной экономической ситуации финансовых претензий к федеральному центру быть не должно. Мы с такой постановкой вопроса не согласны и сейчас готовим жалобу в Конституционный суд. Ведь по закону полномочия органов местного самоуправления должны подкрепляться соответствующими ресурсами. В данном случае этого не произошло. Законодатель возложил обязанность по приведению в порядок жилого фонда на органы власти, но суды, к сожалению, считают, что ответственность здесь должен нести исключительно муниципалитет.

О перспективах говорить пока рано, но я убежден, что этот путь нужно пройти до конца - не зря ведь говорят, что вода камень точит.

Буквально недавно горсовет обратился в Законодательное собрание области, имеющее право законодательной инициативы на федеральном уровне, по поводу внесения поправок в нормативные акты, которые позволили бы обеспечить софинансирование капремонта хотя бы тех домов, что ранее находились в госсобственности или принадлежали ведомственным предприятиям. Это уже был бы шаг вперед.

Совершенно очевидно, что проблема носит системный характер и решать ее нужно системно. Кстати, федеральный закон 271-ФЗ, на основании которого введена плата за капремонт и созданы соответствующие региональные Фонды, тоже предполагает возможность участия в их формировании бюджетов разного уровня. Очевидно, что привести в порядок много лет разрушавшийся жилой фонд только за счет средств собственников жилья нереально. И с данной точки зрения, наши попытки все-таки заставить государство вернуть прошлые долги выглядят вполне оправданными.

Разумеется, это не означает, что сами собственники могут снять с себя ответственность за состояние дома. Закон принят, региональная программа капремонта начата, омичи ежемесячно получают соответствующие платежки, и попытки их игнорировать ни к чему хорошему не приведут. В конце концов, к неплательщикам обязательно придут судебные приставы и взыщут всю сумму накопившихся долгов. А самое главное, в срыве программы капремонта в первую очередь не заинтересованы сами омичи – ведь если ничего не делать, мы попросту доведем жилой фонд до ручки.

Да, в региональной программе капремонта пока немало белых пятен, многие механизмы не отрегулированы, но суть заключается в том, что их невозможно отрегулировать без активного и квалифицированного участия собственников. Понимая это, мы разработали для «Школы управдома» специальный курс, рассчитанный прежде всего на уполномоченных представителей собственников тех домов, которые включены в программу капремонта на ближайшие три года.

Обучение идет по всему комплексу вопросов, начиная от выбора способа накопления средств, подготовки к проведению ремонта, определения объема работ, выбора подрядчика, осуществления контроля за ним – вплоть до приемки готового объекта.

Вникать в эту тему придется всем омичам – наиболее дальновидные собственники давно это поняли. Скажем, жильцы дома № 107 по ул. 10 лет Октября несколько лет назад, когда еще не было никакого федерального закона, постановили на общем собрании вносить на счет ТСЖ по три рубля с квадратного метра на капремонт, и накопленных денег хватило, чтобы привести общедомовое имущество в образцовое состояние.

Понятно, что дома бывают разные – разный износ, разное количество жильцов, разные возможности. Но одно можно сказать абсолютно точно: там, где собственники сами не будут прилагать никаких усилий и останутся безучастными наблюдателями процесса, даже самая замечательная региональная программа ничего не изменит. И, соответственно, наоборот: очевидное несовершенство разработанной программы не помешает заинтересованным и грамотным собственникам по максимуму   использовать все возможности, которые она открывает.

Наш новый двор

В 2015 году мы в очередной раз объявили конкурс на лучшее благоустройство дворов. На мой взгляд, проект «Наш новый двор» можно считать наглядной демонстрацией потенциала сотрудничества. Его движущей силой является элементарная вещь: желание людей сделать пространство вокруг себя более удобным для жизни. Плюс, разумеется, умение сорганизоваться.

В данном конкретном случае от жильцов требуется сделать несколько простых шагов. Провести общее собрание, договориться между собой, набросать, пусть даже от руки, эскиз благоустройство двора и направить заявку к нам, приложив к ней протокол собрания. Ключевое условие – собственники жилья должны взять на себя 50% от общего объема необходимых затрат. Опыт показывает, что софинансирование - правильный принцип, поскольку он учитывает не только желание, но и готовность людей участвовать в преобразовании своего жизненного пространства.

При таком подходе обычно находятся и механизмы решения поставленной задачи, которые могут быть самыми нестандартными. Запуская проект два года назад, мы, например, привлекли к проектированию придомовых и прилегающих территорий 48 студентов СибАДИ. Для них это была производственная практика, а жители округа в результате получили «дорожные карты» пошагового развития своих дворов.

Проекты обсуждались со старшими по домам, выносились на суд общих собраний, причем дискуссии иной раз носили чрезвычайно острый характер. Скажем, жесткой критике подвергли предложенный разработчиками план жильцы дома по проспекту Культуры, 4а. Те доказывают, что по науке положено так-то и так, а им в ответ: нам так неудобно! Кстати, для будущих проектировщиков опыт тоже оказался весьма полезным: мало нарисовать на бумаге красивую картинку – проекты должны учитывать не только градостроительные нормативы, но и эмоции и чаяния людей, для которых все это делается.

В 2013 году были разработаны 40 таких проектов, и на следующий год в рамках их реализации в 16 дворах мы общими усилиями установили 28 малых форм на сумму в 500 тысяч рублей. В нынешнем году эта работа продолжится для 38 домов, предстоит установить малых форм на 600 тысяч рублей и 300 тысяч рублей будет направлено на озеленение придомовых территорий.

Другими словами, программа работает. Всего в ней изъявили желание участвовать жильцы 78 многоквартирных домов из 355 имеющихся в округе. Получается, почти четверть. С одной стороны, вроде бы, и немало, но я вижу свою задачу в том, чтобы вовлечь в проект всех наших жителей. Заявку можно подать в любое время и без ограничений по адресу ул. Думская, 1, каб 117 или по электронной почте: sokin@bk.ru.

Хотел бы сказать еще об одном существенном моменте. На мой взгляд, в вопросах благоустройства необходимо несколько изменить масштаб мышления, потому что условия далеко не всегда позволяют превратить в оазис каждый отдельно взятый дворик. Во многих случаях нужно подходить шире и рассматривать в качестве пространства совместного проживания территории сразу нескольких домов. Для этого опять же не требуется ничего, кроме умения договариваться и сотрудничать. А когда таких навыков нет, неизбежно возникают конфликты.

Ну, например, я хорошо понимаю желание жильцов соседних домов по Мира, 29 и проспекту Культуры, 6 защититься от визитов непрошенных гостей, но зачем между собой-то огород городить? В результате общий мусорный контейнер оказался на одной территории, а обитатели другого дома пытаются перебрасывать мешки с отходами через забор. Непростая ситуация возникла на Мира, 31 и проспекте Культуры,5, где спор по поводу проезда обернулся долгой судебной тяжбой. К чему такие страсти, если подобного рода противоречия легко разрешаются мирным путем – нужно только расширить свое представление об общем и личном жизненном пространстве.

Впрочем, даже сами эти конфликты свидетельствуют о том, что людям сегодня далеко не все равно, что их окружает, и благодарю жителей тех домов, кто принял участие в благоустройстве своих территорий в ходе проекта «Наш новый двор», а значит сделал наш город ярче и краше, а именно проживающих по улице пр. Мира, д. 29, д. 49, д. 57А, д. 57/1, д. 157, д. 161 Е, д. 163/1, д. 165Б, д. 165В, д. 167А, д. 167/2, д. 173/3, пр. Культуры, д. 2, д. 4, д. 4а, д. 4б, д. 6, ул. Пригородная, д. 17, ул. Андрианова, д. 12/1, д.14/2, д. 6, ул. Попова, д. 3. Каждый дворик – это уютный уголок, в которых силами жильцов делаются замечательные малые формы и благодаря заботливым рукам которых растет большое количество цветов. Особая благодарность жителям микрорайона СибНИИСхоз, которые своими руками создали и благоустроили сквер, установив мемориальный камень памяти опытного хутора Сибирского линейного казачьего войска, в 2015 году сквер встретит свой первый праздник флоры.

Подъезд, дом, группа домов, квартал, город – именно в такой последовательности происходит формирование благоприятной для жизни среды. И поддержка этого процесса, расширение круга его участников является для меня одной из главных депутатских задач.

Цифра:

78 многоквартирных домов округа уже приняли участие в проекте «Наш новый двор». Прием заявок продолжается.

Наше будущее

Проект «Наше будущее» лично для меня имеет особое значение. Ведь перспективы Омска связаны с поколением, которое сегодня сидит за школьной партой. Его активность, профессионализм, интеллектуальный потенциал - это главный ресурс развития города. И его нужно целенаправленно формировать.

В первую очередь проект решает задачи профориентации учеников 8-11 классов школ нашего округа. Вопрос выбора будущей профессии для старшеклассников и их родителей самый что ни на есть насущный. К сожалению, этот выбор очень часто носит случайный характер, когда не учитывается ни ситуация на рынке труда, ни особенности личности самого выпускника.

В рамках нашего проекта уже более 720 учащихся старших классов школ моего избирательного округа: №№ 5, 9, 18, 94, 95, 109, 117, 166 прошли диагностику профессиональных предпочтений. Современные методики позволяют достаточно точно выявить склонность молодых людей к тому или иному виду деятельности, а значит, и избежать ошибок с выбором своей профессии. По результатам диагностики проводятся также лекции для родителей.

Задачи профориентации помогают решать и экскурсии на предприятия города, которые мы организуем, в них приняли участие 550 учащихся. ОАО «Газпромнефть ОНПЗ», ОАО «Высокие технологии», инженерный институт ОАО «Омскнефтехимпроект», ФГУП "Омский экспериментальный завод" Россельхозакадемии, ФГУП «НПЦ газотурбостроения «САЛЮТ», НПО «Мостовик», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Хлебодар», ООО «ЗСЖБ № 5 Треста Железобетон», - вот неполный перечень предприятий, на которых побывали старшеклассники.

Большой интерес у молодых людей вызывают встречи с известными представителями бизнеса и власти. Ежегодно в школах проходят Уроки парламентаризма, организуются экскурсии в Омский городской Совет, где старшеклассники и студенты знакомятся с историей развития местного самоуправления, работой депутатского корпуса.

Во время Зимних Олимпийских игр в школах округа прошли Уроки здоровья, цель которых – сформировать у ребят представления о ценностях олимпийского движения, познакомить с его историей, пробудить интерес к спорту и здоровому образу жизни. Были организованы встречи с выдающимися спортсменами нашего города, участниками Олимпийских игр. К слову, стал уже традицией лыжный турнир, посвященный Дню защитника отечества, который мы проводим вместе с детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва «Центр лыжного спорта» с 2008 года и в котором приняли участие уже более 800 школьников.

В феврале прошлого и нынешнего года в ДК им. Малунцева состоялось еще одно масштабное мероприятие – «Урок мужества», посвященный 25-летию вывода советских войск из Афганистана. Старшеклассники встретились с ветеранами из Всероссийской организации «Боевое братство», прошедшими ту войну. Воины-афганцы поделились своими воспоминаниями и ответили на вопросы ребят, которых было немало.

В 2012 году наша команда организовала I всероссийский молодежный форум              «Кадры для модернизации ЖКХ». В нем приняли участие делегации из десяти регионов страны – представители власти, управляющих компаний, ТСЖ, ученые, эксперты, общественники, молодые специалисты, студенты. Проблемы обсуждались чрезвычайно актуальные – ведь состояние жилищно-коммунальной сферы тоже определяется тем, какие специалисты придут туда завтра.

Перечислять все, что сделано в рамках проекта «Наше будущее», можно долго, но главное, на мой взгляд, заключается в том, что постоянно растет число вовлеченных в него людей. Когда есть хорошая, полезная идея, никто не отказывается принять участие в ее реализации. Во всяком случае, нам с такими ситуациями сталкиваться не приходилось. В проект активно включаются представители бизнеса, власти, общественных организаций – оказалось, что будущее нашего города волнует всех. И мы, конечно же, продолжим работу, связанную с воспитанием подрастающего поколения.  

Цифра:

720 старшеклассников прошли диагностику профессиональных предпочтений и 550 ребят посетили предприятия в рамках проекта «Наше будущее».

 Молодежь и самоуправление

Совершенно очевидно, что местное самоуправление может нормально развиваться только при условии постоянного притока свежих молодых сил. Эту задачу призван решать в том числе и Молодежный общественный Совет при Омском городском Совете, работу которого я курирую. Процесс его формирования и становления шел непросто, но давайте вспомним, разве легко обретает работоспособность сам муниципальный орган и так ли уж быстро депутаты каждого нового созыва осваивают законотворческие механизмы?

За год ребята получили уникальный опыт – по сути, они собственными руками построили дееспособную структуру, которая сегодня точно не является для горсовета пятым колесом в телеге.

Сейчас, например, Молодежный Совет занимается подготовкой целого ряда законодательных предложений и нормативно-правовых актов. В частности, готовится предложение, касающееся стоимости проездных билетов в муниципальном транспорте для студентов и школьников.

Проблема прорабатывается глубоко и вполне профессионально. Чтобы определить, насколько активно ученики и студенты пользуются общественным транспортом, организовано социологическое исследование. Ведется диалог с федерацией омских профсоюзов, представителями студенческих организаций  администрацией города, экспертами СибАДИ. Члены Совета готовят предложение о проведении эксперимента по снижению стоимости единых билетов, что, по их оценке, должно привести к росту общей выручки транспортных предприятий за счет увеличения продаж проездных, которые станут доступней.

Готовит Молодежный Совет и предложения по повышению эффективности деятельности клубов по месту жительства и центров дополнительного образования детей – совместно с соответствующей рабочей группой горсовета. Прорабатываются предложения о внесении изменений в федеральное, региональное и муниципальное законодательство о льготных категориях граждан. Имеющих право на внеочередное получение мест в детском саду. Этот перечень можно продолжить, поскольку члены Совета принимают участие в рассмотрении многих актуальных для омичей вопросов.

Кроме того, практика показала, что общественный Совет является эффективным инструментом пробуждения и продвижения молодежных инициатив. Вовлечение молодых людей в грантовую деятельность, выстраивание отношений с производственными молодежными организациями, реализация различных проектов, направленных на повышение активности молодежи в городской жизни – все это тоже входит в круг его задач. Ведь члены Совета разговаривают со сверстниками на одном языке, они гораздо быстрее находят с ними точки соприкосновения интересов.

Одним из таких проектов, например, стала первая в Омске Школа лидеров местного самоуправления, которую молодежный Совет организовал при поддержке Омского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления и гранта Правительства области. В этом событии приняли участие более ста молодых омичей. Они познакомились с опытом успешных политиков, бизнесменов, общественных деятелей. Перед ними выступали лучшие омские эксперты и специалисты, приехавшие из Москвы, Новосибирска, Тюмени, Иркутска. Форум оказался отличной площадкой для обмена мнениями, установления новых контактов, поиска возможностей для реализации своих идей. С программой 2014 года можно познакомиться на сайте www.omskgorsovet.ru/ms_meropriyatiya.  Сегодня мы готовим вторую Школу. Заявку на участие можно будет заполнить на сайте www.omskmolsovet.com или сообщить о своем желании по электронной почте: sokin@bk.ru. Приглашаю активных ребят и особенно с моего округа принять участие в Школе лидеров местного самоуправления 30-31 мая 2015 года.

В августе прошлого года Совет провел на базе музея им. Врубеля семинар «Город как проект и город для каждого. Эволюция взглядов проектировщиков». В нем приняли участие художники, дизайнеры, архитекторы, искусствоведы, реставраторы, организаторы молодежных выставок. В обсуждении перспектив культурного развития региона участвовали ведущие федеральные и региональные эксперты в области искусства, истории и градостроительства. По итогам семинара были сформулированы конкретные предложения в дорожную карту развития инфраструктуры Омска, направленные на совершенствование городской культурной среды.

В ходе реализации проекта «Омск – город солнечного детства» члены Совета занимались юридическим сопровождением и подготовкой документов для комплексной спортивно-игровой площадки на ул. Дианова, построенной благотворительным фондом «Крылатые качели». Осенью прошло года была проведена научно-практическая конференция, посвященная 20-летию Омского горсовета. Предметом обсуждения стали исторические, экономические и правовые аспекты местного самоуправления с ХIХ века по наши дни.

Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, члены Совета организовали встречу с ветеранами. Из первых уст ребята услышали рассказы военных летчиков, тех, кто трудился в омском тылу, и воспоминания детей блокадного Ленинграда об атмосфере осажденного города. Состоявшаяся встреча стала для ребят ориентиром в понимании жизненных ценностей, происходящих событий и в планах для предстоящей работы.

Все эти и целый ряд других проектов как раз и нацелены на вовлечение молодых людей в общественную жизнь, и мы убедились, что Молодежный Совет способен внести реальный вклад в решение этой задачи.

Вахта памяти

В этом году мы отмечаем 70-летие Великой Победы. Все дальше и дальше от нас война, все меньше остается живых ее свидетелей. Но не уменьшается значение самого праздника, скорее наоборот – ведь от того, что останется в памяти сегодняшнего юного поколения, зависит, каким оно вырастет.

Десять лет назад мне пришлось заниматься организацией конкурса среди учащихся школ Советского округа, посвященного 60-летию Победы. Старшеклассники встречались с ветеранами войны и просто записывали их рассказы. В результате мы получили потрясающие свидетельства военных лет, которые не вычитаешь ни в каких учебниках, ни в одной книге. Эти рассказы, лишенные всякого пафоса и нравоучений, произвели на ребят огромное впечатление. Они как будто сами пережили страшные бомбежки, тяжелые бои, гибель боевых товарищей, голод в блокадном Ленинграде. И, кстати, многие до сих пор хранят специально выпущенную газету, в которой были опубликованы собранные ими воспоминания.

Увы, время неумолимо. За прошедшие годы большинство ветеранов ушли из жизни, но эти рассказы навсегда сохранятся в памяти теперь уже повзрослевших школьников. Война для них перестала быть абстрактным понятием, и можно не сомневаться, что ставшие откровением для ребят свидетельства ветеранов что-то изменили в системе их ценностей.

К 70-летию Победы мы вновь запускаем для учащихся школ округа конкурс творческих работ «Вахта памяти». Молодые люди снова будут записывать воспоминания своих близких, изучать семейные архивы, вглядываться в пожелтевшие фотографии своих прадедов, заниматься поисково-историческими исследованиями. Уверен, что мы и в этот раз получим массу интереснейших материалов. Итоги конкурса подведут 27 апреля 2015г.

Все работы будут опубликованы в электронном виде, лучшие из них войдут в печатные сборники, победители будут отмечены дипломами и специальными призами – командирскими портфелями военного образца, фляжками, саперными лопатками, тельняшками, пилотками и т. д. Для всех участников во второй половине мая  пройдет военно-полевой выход (игра «Зарница») в парке «Зеленый остров» и показан фильм «Брестская крепость». А участника конкурса, занявшего первое место, ждет поездка в Белоруссию, в города Минск и Брест.

Интерес к истории своей семьи, города, страны – это та ниточка, которая обеспечивает связь поколений, и она не должна прерываться, потому что без прошлого нет будущего. Любовь к Отечеству не рождается на пустом месте, ее питает память о далеких и близких исторических событиях, и одним из таких великих событий является Победа в мае 1945-го.

Конечно же, в этот праздник (и не только в праздник) мы должны окружить особым теплом и заботой оставшихся среди нас ветеранов войны, но не менее важно сделать так, чтобы память об их подвиге сохранилась в сердцах тех, кто только начинает жить. И я считаю это своей важнейшей депутатской задачей.

Народный факультет

Еще одним наглядным примером, показывающим, насколько эффективными могут быть механизмы сотрудничества, является проект «Народный факультет». Сначала была просто хорошая идея: создать постоянно действующую программу обучения пожилых омичей. Почему, скажем,  иностранцы до самых преклонных лет путешествуют по всему миру, учатся на разных курсах, общаются через Интернет, а наши пожилые люди лишены такой возможности? Неужели мы настолько от них отличаемся? Да в том-то и дело, что нет. Когда в 2006 году пошла первая информация о создании «Народного факультета», у нас буквально оборвали телефоны – позвонили несколько сотен человек, желающих учиться.

Потребность была установлена точно. Ну а дальше, что называется, дело техники. В реализации проекта участвовали десятки людей – преподаватели ОмГУ, члены ассоциации выпускников университета, общественные организации, депутаты. В разработанной общими усилиями программе основной акцент был сделан на практические дисциплины, которые могли пригодиться старшему поколению в повседневной жизни: основы геронтологии, местного самоуправления, политическая культура России, самоорганизация и досуг, компьютерная грамотность и т. д.

Сказать по правде, я просто поражался, с каким интересом взялись за учебу наши взрослые студенты. У них оказалось столько энергии, энтузиазма, желания раздвинуть горизонты, что двадцатилетние позавидуют. Потому проект и живет уже восемь учебных сезонов, вовлекая в свою орбиту все новых и новых людей. И в сентябре 2015-го мы начнем очередной учебный год.

В общей сложности, за это время обучение на факультете прошли более 1000 слушателей. Постоянно совершенствуется программа занятий, которая сегодня включает в себя более трех десятков дисциплин. По итогам шестимесячных курсов выпускники разрабатывают и защищают собственные социальные проекты, и они тоже находят практическое применение. Востребованы, например, оказались такие проекты, как «Связь поколений», «Клубы здоровья по месту жительства», «Туризм третьего возраста в Омской области», «Формы территориального местного самоуправления и целый ряд других.

Важно отметить, что все эти проекты привязаны к конкретной территории – округу, жилому кварталу, дому, двору, подъезду. К их реализации привлекается масса людей, и таким образом пробуждается инициатива, направленная на решение локальных проблем, то есть, по сути, запускаются механизмы местного самоуправления.

Очень полезной составной частью образовательной программы является проект «Тимуровцы информационного общества». Его цель – помочь старшему поколению освоить навыки пользования компьютером. Занятия проводят волонтеры на базах школьных классов информатики школ моего избирательного округа №№ 18, 109, а также ОмГУ и Аграрного университета. За два года компьютерной грамотности обучились 244 человека старшего возраста. В результате их жизнь стала богаче, открылись новые возможности, расширился круг общения.

Не менее полезными эти занятия оказались для самих волонтеров, которые их вели – школьников старших классов. Нужно было видеть, с каким интересом и с какой ответственностью отнеслись ребята к общественному поручению: братья  Разумные Валерий и Властислав, Патрушева Ксения, Бутенко Алексей. Другими словами, проект не только помог освоить виртуальное пространство пожилым омичам, но и стал школой воспитания социальной ответственности у юного поколения. 

Цифра:

Более 1000 представителей старшего поколения прошли обучение по программе «народного факультета».

Герои нашего города

По поводу понятия героизма можно спорить сколько угодно, но лично у меня на сей счет есть собственная точка зрения: каждый человек, который сделал жизнь людей вокруг себя лучше – герой нашего города.

Вот, например, Таисия Ивановна Желудева, проживающая по улице Андрианова, 14/2. Я с ней познакомился еще в начале «нулевых», когда был помощником депутата. Таисия Ивановна тогда одной из первых воспользовалась возможностью отремонтировать на условиях софинансирования свой подъезд. Потом вышел закон 185 ФЗ, и она опять-таки в числе первых организовала соседей, провела собрание и убедила народ сложиться по 14 тысяч рублей с квартиры на капремонт. В результате внушительной оказалась и сумма, выделенная государством более 14 млн. руб. на дом. Ее хватило и на ремонт крыши, и на фасад, и на замену всех инженерных коммуникаций – дом постройки 50-х годов превратился в конфетку.

Мало того, Таисия Ивановна пробила к нему дорогу. Ухожен и благоустроен двор. В общем, получился оазис, на который просто приятно смотреть. А рядом стоят такие же дома-ровесники, и от одного взгляда на них сразу берет тоска. Не нужно быть большим провидцем, чтобы понять, что в этих двух домах и дети вырастут с разным мировоззрением. Да, у Таисии Ивановны непростой характер, но именно благодаря ее характеру и настойчивости получен реальный результат: жизнь десятков людей стала комфортнее. Следовательно, она и есть герой нашего города.

Героем города я считаю и Анжелику Зайцеву из поселка Юбилейный. Ее клуб «Каравелла-2» стал настоящим центром притяжения для подрастающего поколения. Танцы бальные, спортивные, аэробика, тренажерный зал – здесь всегда полно детей, и жизнь бьет ключом. Кстати, в поселке имеется еще один клуб, точно такой же – «Каравелла- 1», где годами культивировалась скука. Условия, проблемы, трудности – все одинаково, но результат разный. Потому что «Каравеллы» две, а Анжелика Зайцева одна.

Героем нашего города, на мой взгляд, является и Лидия Петровна Самохвалова. 15 лет назад она в помещении ликвидированного за ненадобностью детского сада по улице Химиков, 12/1 открыла детский центр «Эврика», собрала коллектив талантливых педагогов, и люди повели туда своих детей. Об эффективности работы центра говорит уже тот факт, что сами родители вложили в него 14 миллионов рублей. На эти деньги был произведен ремонт здания, приведена в порядок территория, построен бассейн. Получился замечательный уголок детства, куда можно экскурсии водить для изучения опыта развития творческих способностей ребят.

Но, к сожалению, беда пришла, откуда не ждали. Если в 90-е год детские сады закрывали по причине нехватки детей, то сейчас дошкольных учреждений катастрофически не хватает, и администрация города приняла «мудрое» решение: центр Самохваловой прикрыть и открыть в помещении типовой садик. То есть решить проблему одних детей за счет других. В результате тридцатитысячная очередь в детские сады может сократиться аж на 90 человек, и при этом мы потеряем уникальную творческую площадку, которая создавалась трудом и любовью многих людей на протяжении полутора десятков лет и на которой занимаются около 1800 ребятишек. Решение пока не принято, и у меня есть надежда, что центр все-таки удастся отстоять.

Виктор Владимирович Нагорный живет в поселке Аграрного университета. Благодаря его усилиям там появились лыжная трасса и биатлонный центр. Проводятся праздники для детей и взрослых. На сооружение ледяной горки выходят профессора и академики. Оказывается, всем интересно, все готовы принимать участие в общих добрых делах – нужен только вдохновитель и организатор, способный зажечь окружающих. Вокруг Нагорного уже целый коллектив единомышленников образовался. И я считаю, что он тоже является героем нашего города.

Хотел бы особо подчеркнуть, что масштаб той или иной инициативы сам по себе принципиального значения не имеет, потому что большое всегда начинается с малого. К примеру, выпускница «Школы управдома-3» Алла Петровна Иванова на улице Лукашевича, д.15 решила вопрос с инженерными коммуникациями в своем доме, установила приборы учета и в результате суммы в платежках за коммунальные услуги у жильцов снизились на 27%. Супер! На мой взгляд, она настоящий герой нашего города.

А Анатолий Алексеевич Ватропин из соседнего дома и выпускник «Школы управдома-2» соорудил во дворе двухэтажный теремок - голубятню, вырезал из дерева фигурки сказочных персонажей, которые художник Маркин, живущий в третьем соседнем доме, расписал яркими красками. Летом там все утопает в цветах – сказка, а не двор.

И таких людей я знаю очень много – рассказывать можно о каждом. А если обобщить, мне очень близка философия на сей счет, которую исповедует мой товарищ, в прошлом руководитель городского студенческого центра Аркадий Никитченко. Он считает, что когда человек старается что-то изменить вокруг себя в лучшую сторону, вокруг него формируется своего рода островок нормальности. Чем таких островков больше, тем шире будет на карте Омска общая территория – архипелаг нормальности.

Ведь, если разобраться, мы почему-то привыкли считать нормой то, что ею заведомо не является. Нормально – это когда чистый подъезд, уютный, ухоженный двор. Когда у детей есть возможность развивать свои творческие способности. Когда жильцы не позволяют себя грабить поставщикам коммунальных услуг. Когда мы умеем кооперироваться и сообща решать возникающие проблемы. И так далее. А когда все наоборот – это ненормально. По большому счету, люди, которых я называю героями города, как раз и формируют наше представление о норме.